Переупаковка опыта: как составить резюме при смене сферы деятельности
Кто мечтает сменить профессию
Время настолько турбулентно и мир меняется с космической скоростью, что «как раньше» уже не будет. Поэтому многие руководители и специалисты все чаще задумываются и принимают решения о смене работы и направления деятельности.
И уже сейчас смена профессии в зрелом возрасте не редкость. Причины могут быть разными. Например, желание уйти в сферу с более высокими заработками, выгорание, смена интересов, реализация детской мечты, и новые пожелания к работе. Или же на это могут повлиять управленческие решения работодателя: автоматизация, релокация бизнеса, изменение структуры, закрытие компании и другие причины.
Человеку, который меняет профессиональную сферу, нужно быть готовым к трудностям в начале пути независимо от возраста. И, конечно, соискателю в зрелом возрасте тоже приходится сталкиваться со сложностями, потому что он как будто снова оказывается в положении выпускника почти без опыта, который ищет первую работу. Чтобы вам было легче преодолеть эти трудности есть несколько рекомендаций.
Также стоит обратить внимание, что зачастую рекрутеры, в первую очередь рассматривают резюме соискателей с профильным знаниями, умениями, навыками в нужной сфере, так как работодатели нацелены на опытных кандидатов. Поэтому нужно правильно «упаковать» свой прежний опыт в резюме, показав нанимателю то, что будет важно для вашей новой профессии. Делимся рекомендациями, что можно для этого сделать.
1. Сблизить названия должностей
Сопоставьте и сделайте максимально созвучными названия желаемой и последней должностей. Разумеется, это возможно не во всех случаях смены профессии. Но иногда возможно. Допустим, вы менеджер по продажам, но мечтаете перейти в маркетинг. Это близкие сферы. Можно переименовать последнюю должность в менеджера по развитию и поддержке продаж.
«Продажник», который хочет перейти в проектный менеджмент, при определенном раскладе и наборе компетенций может назвать свою последнюю должность в резюме проектным менеджером. Например, если занимался продажами с длинным циклом, а его функционал включал в себя управление привлеченными исполнителями.
2. Проработать набор ключевых навыков
Этап 1: проанализируйте свой опыт работы
- Вспомните всё, а не только отраженное в трудовой книжке (ваш опыт подработки, практика, неоформленные рабочие отношения, помощь знакомым и т.п.).
- Сфокусируйтесь на том опыте работы и знаниях, которые будут полезны на новой позиции.
- При отсутствии конкретных профессиональных навыков (hard skills), акцентируйте внимание на гибких навыках (soft skills), которые в дальнейшем помогут вам справиться с будущей работой.
- Посмотрите на свой опыт не через стаж работы, а с точки зрения достигнутых результатов. Оценить ваш вклад через было-стало (например, сколько привели клиентов, на сколько приросли продажи, что внедрили, автоматизировали, изменили в компании). Из этого и формируется ваша ценность и уникальность.
- Отразите достижения в резюме.
Этап 2: составьте резюме под конкретно выбранное вами направление работы
Помогите рекрутеру увидеть навыки, которые необходимы для данной должности.Раскроем тайну обыденной работы рекрутера: они, как правило, работают по четким требованиям в вакансии, которое формирует собственник или руководитель подразделения. Если в резюме не отражены навыки, необходимые для вакансии, вам могут даже не позвонить. Кандидатов много и позвонят тому, у кого будут указаны интересующие навыки. Кроме этого, рекрутеры настраивают автопоиск кандидатов по ключевым навыкам, поэтому помните это при составлении резюме.
3. Исключить нерелевантные навыки
Нужно не только сделать акцент на важных для новой сферы навыках, но и убрать из резюме упоминание про прежний опыт, который для новых задач, наоборот, лишний.
Например, если вы были руководителем в прежней сфере и работали с большими проектами, а в новой профессии собираетесь начать с линейной позиции, не стоит перечислять ваши прежние большие заслуги, реализованные проекты. Иначе вы покажетесь сверхквалифицированным кандидатом.
Лучше подчеркните открытость новому опыту, желание перенимать его у коллег и способность ловить новые знания на лету. И разберите крупные блоки вашего рабочего контроля на более мелкие, укажите те из них, которые будут полезны в новой профессии. Например, вместо общего опыта по «оптимизации бизнес-процессов» приведите более конкретные примеры сокращения каких-либо расходных статей бюджета и напишите, с помощью каких инструментов вы этого добились.
4. Проанализировать образ, который транслирует резюме
Также стоит обратить внимание на фотографию, которую вы прикладываете к резюме. Одна из главных функций фотографии в резюме – визуализация вашего имиджа как профессионала. Это тоже психологический эффект, но для него очень важно правильно подобрать фотографию: она должна быть уместной. Как минимум, не используйте: свадебные фото, фото с пикников, кафе, баров, фото с оголенными частями тела, групповые фото, картинки вместо фото.
Теперь, когда у вас на руках уже есть готовое резюме, посмотрите на него со стороны работодателя и подумайте какое впечатление оно у вас вызывает. Пример: если при смене сферы вы откликаетесь на вакансию маркетолога, а в резюме функционал списан из сухой должностной инструкции, то вас воспримут как неинтересного кандидата, работающего по шаблону.
5. Составить хорошее сопроводительное письмо
При составлении сопроводительного письма Людмила Савицкая рекомендует:
- Изучить компанию со всех сторон: стратегию, специфику деятельности, контрагентов, географию присутствия, корпоративную культуру и др.
- Отразить в сопроводительном письме, чем вы можете быть полезны, как и в чем может быть ваша ценность в решении задач компании.
- Дополнить аргументами, побудившими вас откликнуться именно на эту вакансию, чем она заинтересовала. Ваше преимущество – краткое, не шаблонное сопроводительное письмо. Сфокусируйте внимание работодателя на важном.
«Здравствуйте! Меня очень заинтересовала ваша вакансия ивент-менеджера. Считаю, что мой опыт позволит мне отлично справиться с вашими задачами:
- Я отлично умею организовывать людей и процессы. Управляла полным циклом реализации сложных проектов с количеством вовлеченных участников (исполнителей) от 50 человек. Реализовала более 20 таких проектов.
- Имею успешный опыт подготовки и проведения различных частных и корпоративных мероприятий. В том числе со сложными локациями и площадками (подробности — в резюме). На тот момент я занималась этим направлением побочно, в рамках другой профессиональной деятельности, но именно тогда я очень заинтересовалась ивент-индустрией и решила полностью переключиться на нее.
- Эффективно работаю в режиме высокой нагрузки и многозадачности (мой прежний опыт включал одновременную работу более чем над пятью сложными проектами).
- Отлично лажу с людьми, умею быстро выстраивать новые контакты.
- Готова к частым командировкам и работе в ненормированном режиме.»
«Добрый день! Меня очень заинтересовала ваша вакансия, так как я вдохновляюсь от процесса продумывания концепции и «практической сборки» хорошего мероприятия, контроля за всеми его этапами. Это всегда драйв, всегда что-то новое, а я люблю нерутинную работу в режиме драйва. Мне это придает энергии — я из тех, кого сложности не пугают, а вдохновляют. А главное — невозможно ни с чем сравнить тот восторг, который испытываешь, когда всё состоялось и ты видишь довольные лица.
Давно слежу за вашей компанией в Instagram, всегда откликалась ваша корпоративная культура и индивидуальный подход к каждому мероприятию. С удовольствием отвечу на ваши вопросы при личной встрече».
Следующим важным этапом, который вы должны будете пройти – это собеседование, к которому вы должны подготовиться. Желаем успехов!