Временные трудности: как найти карьерные возможности в непростых рабочих ситуациях
Риск: остаться без работы
Марина вышла на работу в рекламное агентство в марте 2020 года — в период начала пандемии. Девушка должна была заниматься организацией конференций и других мероприятий, но жизнь оказалась гораздо непредсказуемее и интереснее.
«Конечно, никто не предполагал, что это затянется так надолго. Казалось, небольшая пауза, надо просто немного подождать — и снова будет много активной и классной работы. И я начала делать какие-то задачи, но все они были какими-то простыми, линейными, а я не люблю сидеть без работы. Тогда я набралась смелости и пришла к своему руководителю, директору по маркетингу. Сказала, что готова брать другие задачи и что жду от него указаний. Он очень удивился, сказал, что ему нужно подумать, а потом говорит: «Слушай, у нас же есть целый департамент без маркетолога. Поможешь им?»
Так я начала осваиваться в новых задачах, было очень непросто. Обычно маркетолог занимается одним направлением, а в этом департаменте направлений было целых семь. Кроме того, какой-то размеренной передачи дел не получилось — мне сразу прилетели „боевые задачи“, а еще наложилась удалёнка. Это значит, что подойти к коллеге и спросить уже возможности не было. Первое время я работала по 12−14 часов, потому что поставила себе задачу — доказать, что я могу, что это был правильный выбор — передать работу мне.
Когда через три месяца мне подтвердили завершение испытательного срока, я была на седьмом небе! По итогам встречи мне дали должность менеджера по маркетингу. Вместе с должностью изменилась и моя зарплата, так что мои старания не прошли даром! Я очень рада, что рискнула и совершила этот переход, потому что всё-таки мероприятия — это более узкая история».
Что помогло Марине?
- Открытость новому опыту — если вы понимаете, что можете больше, рискуйте!
- Готовность учиться самостоятельно. Марина рекомендует осваивать новую область, не дожидаясь подробных инструкций от коллег (их может и не быть).
Риск: заниматься тем, что не нравится
Артем начал свою карьеру в веб-разработке, но постепенно чувствовал всё большее и большее разочарование. Да, ИТ-сфера сейчас — одна из самых динамичных в плане возможностей работы и уровня оплаты труда. Но с каждым днём, проведённым на работе, Артем всё четче осознавал — это мало похоже на работу мечты.
Наверное, кто-то в этой ситуации вообще бы не стал ничего менять — а что, работа есть и оплачивается она неплохо. Но Артем не успокаивался — и неожиданно для себя нашёл дело по душе «по ту сторону разработки».
«Как-то я попал на лекцию по тестированию (это был вводный урок), и чем-то меня это зацепило. У меня есть такая особенность — если я начинаю читать сам по теме, разбираться, если мне хочется „копать“ и „копать“ — значит, это моё. Я подошёл к преподавателю и спросил, есть ли вакансии в компании, где он работает? Прошел небольшое собеседование и получил предложение стать инженером-тестировщиком. Работа нравится мне тем, что ты себе всё время задаёшь вопрос: «Как это „сломать“? Что не так?», — ищешь проблему, которую важно решить, чтобы пользователи не страдали.
Что помогло Артему?
- Постепенный переход. Даже если нынешняя работа вас не устраивает на 100%, не торопитесь её бросать. Гораздо мудрее сначала найти новое место и только потом писать заявление об увольнении. Ведь освоение новой профессии может занять несколько месяцев.
- Внимание к дискомфорту. Там, где другие люди отмахиваются от сигналов «не своей работы», Артем начал обращать на них пристальное внимание. Что это за сигналы? Скука, отсутствие интереса, нежелание погружаться глубоко, а также синдром понедельника — когда уже вечером воскресенья портится настроение от мыслей о завтрашней работе.
Риск: снижение дохода
Анна уже больше 10 лет работает в крупной международной компании — управляет проектами. Но, помимо этого, почти каждые выходные её можно было встретить на концертной площадке в качестве переводчика и ассистента музыкантов. Дополнительная занятость давала большую эмоциональную отдачу, а также являлась ещё одним источником дохода.
Но после прихода коронавируса весной 2020-го стало понятно — большие концерты в нашу жизнь вернутся не скоро. Пока весь мир адаптировался к новой реальности и удалёнке, Анна записалась на курс по копирайтингу, по итогам которого нашла себе новую вторую работу — сейчас она ведёт соцсети для нескольких брендов (благо привычка работать по выходным прокачала суперспособность тайм-менеджмента).
Критерии новой работы — возможность планировать задачи самостоятельно, не больше пары часов в день в будни, без личных встреч, — были выполнены на 100%.
«Скажу, что совершенно не важно, в какой ты работаешь индустрии, и уж точно не надо бояться того, как сильно это идёт вразрез с твоим увлечением. Поначалу я боялась совмещать основную работу со сторонними проектами. Но, убедившись, что в международной корпорации тоже работают люди и у каждого есть право на увлечения и хобби, поняла, что спокойно могу подрабатывать по выходным и иногда брать пару дней отпуска под проекты. Две совершенно разные сферы могут удачно дополнять друг друга и помогать развиваться, обогащая скилсет и экспертность».
Что помогло Анне?
- Энергия и любопытство. Первое качество двигало Анной в пробах нового, а второе — помогало быстро разбираться в новой сфере. Понятно, что формат подработки подходит тем, у кого основная работа не отнимает все силы и есть знания и навыки, которые интересно развивать в непривычных задачах.
- Готовность пробовать без гарантий успеха. Ни работа администратора, ни занятость SMM-специалиста не свалились на Анну сами собой — она общалась с людьми, предлагала им какие-то небольшие истории, и в итоге это стало полноценной второй работой.
Риск: стать «сбитым летчиком»
В корпоративном сленге есть такой неприятный термин — «сбитый летчик». Так называют менеджеров и руководителей, кто по каким-то причинам остался без работы и длительное время не может её найти.
Так случилось с Дмитрием — руководителем направления рекрутмента. Сотрудника вынудили уйти из компании, хотя формальных причин для этого не было — вакансии закрывались, контакт с нанимающими менеджерами был налажен.
«Первые несколько дней я просто не мог найти себе места от обиды и несправедливости, ведь мне так нравилась компания. Время от времени писали сотрудники: „Дима, а почему ты ушёл?“ или „Дима, спасибо, что сделали мне оффер, я так рада присоединиться к вашей компании“, — и от этого было ещё хуже. Я ушёл, а результаты моей работы остались. Предположу, что это моё взвинченное состояние считывалось на собеседованиях — хотя первое время приглашений было много, после первых интервью мне не перезванивали.
И тут бывшая коллега предложила мне присоединиться к оргкомитету большой HR-конференции. Нужна была помощь в коммуникациях со спикерами, ревью докладов и презентаций, и я включился в эту деятельность. За два месяца этого волонтёрства познакомился с десятком экспертов, прочитал отличные доклады (правда, и проходных тоже хватало) и ощутил себя не на обочине профессии, а в самом её эпицентре. Наверное, если бы я сказал, что один из экспертов взял меня на работу, — это вообще звучало бы отлично, но получилось иначе. После конференции я попал на интервью, и там как-то зашёл разговор про мою внерабочую активность, вот я и рассказал про конференцию. Как мне потом рассказывали, на роль руководителя по подбору они как раз искали человека с хорошим нетворкингом и активной позицией. Сейчас я работаю в компании уже третий год.
Что помогло Дмитрию?
- «Подушка безопасности», которая позволяла искать работу в течение четырёх месяцев (он вышел в новую компанию на третий месяц поисков).
- Ощущение ценности и причастности — когда поиск работы идёт не один месяц, очень велик соблазн откликаться на первое же предложение. «Переключение» на волонтёрскую деятельность напомнило Дмитрию о его навыках и востребованности.
- Непрерывный поиск. Даже во время загруженных «волонтёрских» дней он отправлял свое резюме и договаривался о встречах.
Как видите, рабочие сюжеты очень разнообразны, и за каждым «сложным моментом» можно разглядеть возможность. Или даже несколько — надо только очень захотеть их рассмотреть.
Желаем успехов!
Перевод иностранных слов: SMM-специалист - специалист по продвижению в социальных сетях.